Готовимся к педсовету
Темы педсоветов МБОУ - лицея № 22 г. Орла на 2023-2024 уч. год
Материалы для подготовки педагогических советов
Формы организации и проведения педагогических советов.
Существует большое разнообразие форм проведения педагогических советов. Согласно методике подготовки и организационной схеме проведения педагогического совета*, наиболее распространено деление педагогических советов на три группы:
- классические (традиционные) – строятся на основе докладов с соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов;
- интенсифицированные – на основе работы проблемных групп с частичным соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов;
- нетрадиционные – на основе нестандартной организационной схемы обсуждения вопросов.
В таблице отражены формы проведения педагогических советов, свойственные каждой группе.
Формы проведения педагогических советов |
||
Классические |
Интенсифицированные |
Нетрадиционные |
На основе: доклада руководителя ОУ с обсуждениями; доклада руководителя ОУ с содокладами заместителей руководителя ОУ; доклада руководителя ОУ с содокладом приглашенного специалиста |
Педсовет – деловая игра. Педсовет – семинар-практикум. Педсовет – аукцион педагогических идей. Педсовет-диспут, дискуссия (дебаты). Педсовет – презентация педагогических инноваций |
Педсовет– методический день. Педсовет – творческий отчет. Педсовет в форме КТД. Педсовет-конкурс. Педсовет-фестиваль. Педсовет-конференция. Педсовет – мастер-класс |
Организация нетрадиционных педсоветов осуществляется обычно как отдельное общешкольное мероприятие методического характера. Процедура проведения методического дня, конференции, конкурса, фестиваля должна быть представлена в соответствующих локальных актах – положениях о проведении данных мероприятий. Но в связи с тем, что нетрадиционные формы педагогических советов используются, как правило, в работе методического сервиса школы (в проблемных, творческих группах, диагностических лабораториях и т. п.) и большинство из них затруднительно оформить протоколом, на практике, как правило, используются классические (традиционные) формы проведения педагогических советов.
Однако необходимо отметить, что классические педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации ОУ с учителями, что не соответствует сущности педагогического совета как органа самоуправления. Поэтому в случае, когда проведение нетрадиционных форм педсоветов введено в систему деятельности школьной методической службы, для объединения усилий всех членов педагогического коллектива в рассмотрении основных вопросов учебно-воспитательной работы школы необходимо использовать интенсифицированные формы проведения педагогических советов, которые в большей степени отвечают принципу самоуправления как законодательно закрепленному принципу управления ОУ.
Интенсифицированные формы проведения педагогических советов
Интенсифицированные педагогические советы проводятся в два этапа. На первом этапе применяются традиционные методы проведения педагогического совета, соблюдается классическая процедура, включающая аналитический доклад, академическую или публичную лекцию. На втором этапе происходит интенсификация через вовлечение всех членов педагогического коллектива в обсуждение вопросов педагогического совета.
Рассмотрим основные интенсифицированные формы проведения педагогических советов.
Педсовет – деловая игра.
Этот вид педсовета может быть использован для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.
Подготовка к такому педсовету:
– составление сценария;
– определение ролей;
– подготовка заданий;
– расчет регламента.
Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи; составляют программы, которые лягут в основу решения педсовета.
Педсовет – деловая игра. Представляет собой игровое моделирование, где у каждого участника – определенная роль. Деловая игра позволяет педагогам раскрыть себя, дает возможность совершенствоваться в профессии, учит активности.
Первый этап педагогического совета – деловой игры – вводная теоретическая часть в форме лекции, аналитического доклада; далее определяется, актуализируется педагогическая проблема, формулируется общая дидактическая цель игры. На втором этапе, согласно схеме деловой игры, участники "проигрывают ситуации". Длительность игры зависит от ее содержания и конкретных задач. В конце второго этапа подводятся итоги, формулируется решение педагогического совета.
Педсовет-конференция.
Такой педсовет может состоять из нескольких составных частей. Например, основное сообщение и диалог, которые организует методист совместно с группой специалистов (педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех участников задавать вопросы, дискутировать, развивать тему, высказывать свое мнение. В заключение поднимаются вопросы по обсуждаемой теме.
Педсовет «Круглый стол».
Для его подготовки необходимо собрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Главное правило при организации такого педсовета – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Для этого некоторые вопросы можно заранее дать группе педагогов и предложить им соответствующую литературу. Тогда они смогут ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения по данному вопросу (теме). Важно выбрать ведущего, способного быстро ориентироваться в вопросах и направлять обсуждение в нужное русло.
Ситуативный педсовет.
Рассматривается одна или несколько педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педагогического совета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.
Педсовет-дискуссия.
Педагоги заранее делятся на подгруппы и готовят свою концепцию обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить проблему «Организация работы по познавательно-математическому развитию в контексте разнообразных видов детской деятельности».
Педсовет «Научно-практическая конференция».
Этот вид педсовета можно подготовить и провести, объединив усилия
нескольких дошкольных учреждений. Базой для проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус экспериментальной площадки. При подготовке данного вида педсовета должны быть проведены дни открытых дверей для педагогов. Важно составить повестку дня так, чтобы каждое дошкольное учреждение на одинаковых условиях могло бы участвовать на равных в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Научный руководитель во вступительном сообщении тезисно представляет основные положения обсуждаемого вопроса. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива отдельно, с учетом его специфики.
После каждого вида педагогического совета анализируются его итоги:
– Чего добились, что не удалось выявить в ходе обсуждения?
– Кто из педагогов был активен, кто пассивен и почему?
– Какие уроки можно извлечь из данного педагогического совета?
Конечный результат любого педагогического совета будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и при проведении используются разнообразные методы и приемы включения педагогов в активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами конкретного педагогического совета, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо, чтобы все участники педагогического совета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие? Возможно ли такое? Вполне, если подойти творчески. Если на педсовете решать вопросы, которые волнуют всех, и изменить форму проведения, то все меняется.
Такие педсоветы называют нетрадиционными, проводятся они в игровой форме. Но, «играя» на педсоветах, не стоит забывать об их классической форме.
Педсовет семинар-практикум.
Проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Первый этап включает в себя подготовленные выступления научно-методического или теоретико-практического характера по актуальным вопросам образовательного процесса. Второй этап предполагает курс практических занятий по освещенным вопросам. В конце второго этапа формулируется решение педагогического совета.
В традиционную словесно-логическую "палитру" данного педсовета включаются интенсифицированные практико-ориентированные формы: открытый урок (мероприятие), показ фрагментов уроков (мероприятий), демонстрация видеоматериалов, "продуктов" образовательного процесса (дидактические материалы, творческие, исследовательские работы учащихся) и т. д.
На первом этапе педсовета-аукциона на рассмотрение выносятся различные педагогические идеи (технологии, техники, методы, формы, средства) по определенной педагогической проблеме. Каждый из последователей или авторов идеи делает ей рекламу, готовит специальное сообщение. На втором этапе учителя "покупают" те идеи, которые, на их взгляд, заслуживают внимания. Организационный комитет (жюри) подводит итоги, представляет педагогическую идею, заработавшую большее количество "денег" (баллов, очков). Далее формулируется решение педагогического совета. Педсовет-аукцион поощряет инициативу педагогов, их самостоятельность и творчество, попытки создать технологию решения педагогической проблемы.
Педсовет-презентация.
Данная форма используется для ознакомления с педагогическими инновациями, для официального представления новых образовательных программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной педагогической проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, познакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку. На педсовете-презентации активно используются информационно-коммуникационные технологии.
Функции педагогического совета.
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным.
Он выполняет следующие функции:
управленческие;
методические;
воспитательные;
социально-педагогические.
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в образовательную программу и планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление: это, прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.