Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБОУ – лицей № 22 имени А.П.Иванова города Орла
OBR57.ru

Методическая копилка

Банк работ педагогов МБОУ - лицея № 22 г. Орла

Бурцева К.В. Межпредметные связи как способ повышения мотивации учащихся 

Семенюк Ю.В. "Страсти" в переводных мученических житиях XI-XIII вв.

Шатохина Г.В. Развитие исследовательских навыков у учащихся старших классов при изучении курса "История Орловского края"

Шатохина Г.В. Отдельные аспекты личностно-ориентированного обучения при изучении истории России 18 века в 7 классе

Шатохина Г.В. Формирование компетентностей у школьников на уроках истории на основе проведения дебатов и дискуссий

Планы и анализы работы методических объединений

Анализ работы МО учителей начальной школы в 2023-2024 г.г.

План работы МО учителей начальной школы на 2024-2025 г.г.

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы в 2023-2024 г.г.

План работы МО учителей русского языка и литературы в 2024-2025 г.г.

Анализ работы МО учителей иностранного языка в 2023-2024 г.г.

План работы МО учителей иностранного языка в 2024-2025 г.г.

Практические рекомендации по написанию методической статьи для публикации

Каждый педагог сталкивается с необходимостью описать свой опыт и оформить его на бумаге. Однако, как показывает практика, большинство педагогов затрудняется в оформлении своих мыслей в письменной форме (в виде статей, аналитических записок, эссе и т.д.). Сейчас мы с вами рассмотрим важнейшие моменты процесса написания и оформления статьи (публикации), затронем ключевые вопросы подготовки материалов к изданию, поговорим о том, как грамотно организовать работу по написанию публикации и над созданием единства всех ее элементов.

Научно-методическая статья - текст, написанный для какого-либо педагогического издания, освещающий актуальные проблемы педагогики, разрабатывающий определенный способ ее решения с использованием приемов, методик и современных технологий.

К научно-методической статье мы относим такие тексты, которые представляют методическую деятельность педагога, имеют своей целью обобщение опыта педагога, анализ методов и приемов работы, описание системы работы по определённой технологии и т.д.

Условно статьи можно разделить на «простые» и «сложные».

Простые статьи предназначены, в основном, для публикации в интернет-изданиях.

Примерные темы статей:

«Патриотическое воспитание в подростковом клубе»

«Модель организации исследовательской деятельности воспитанников учреждения дополнительного образования»

Конспекты занятий, внеклассных мероприятий, методические разработки

К «сложным» статьям относятся те, в которых вы описываете определенную технологию, методику, способы и приемы обучения. Нужно очень хорошо знать теорию и представить результаты освоения учащимися данной технологии, также добавить дидактический материал или собственную разработку чего-либо (таблицы, карты, тетради и прочее)

«Сложные» статьи предназначены для публикации в сборниках конференций, научно-методических сборниках.

Опубликовать собственный опыт работы можно в следующих изданиях:

  • Издательство «Первое сентября» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (конспекты уроков, внеклассных мероприятий, методические статьи) – вот ссылка: http://festival.1september.ru/

  • Любые учительские сайты, где вы зарегистрированы, например:

  • Педсовет «16-й Всероссийский интернет-педсовет»: http://pedsovet.org/

  • Международное сообщество учителей-предметников «Учительский портал»: http://www.uchportal.ru/

  • Международная научная конференция: http://www.gosnauka.ru/

  • Научная конференция: http://www.tezis.info/konf.php

  • Научные конференции: http://konferen.ru/

  • периодически на почтовый ящик приходят информационные письма с приглашением опубликовать статьи в каких-либо сборниках.

Объём статей может быть разным. Небольшие по объёму статьи состоят из заголовка, фамилии автора, ключевых слов, введения, описания опыта или методики, результатов, заключения и литературы. Достаточно большие по объёму статьи включают заголовок, аннотацию (краткое изложение содержания статьи), ключевые слова, оглавление, обозначения, введение, основной текст, заключение, литературу.

Мы рассмотрим структуру небольшой статьи, не затрагивающей вопросы инновационной и экспериментальной работы и не описывающие результаты научной деятельности, структура нашей статьи может быть немного проще (если только мы не готовим статью для публикации материалов в сборнике научно-теоретической или научно-практической конференции, где требования значительно строже).

Итак, научно-методическая статья содержит тематически завершенный, структурно и литературно оформленный материал, который включает следующие элементы:

- Сведения об авторе (авторах): имя, отчество, фамилия (полностью); должность; место работы (наименование учреждения, адрес, телефон, e - mail).

Имя автора (авторов) приводят в именительном падеже и выделяют полиграфическими средствами (полужирное начертание). Остальные сведения даются после (или ниже) имени, в полной или сокращенной форме. Сведения об авторе помещают перед заглавием.

- Название статьи - очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее тему и содержание. Продумывание названия – процесс перманентный, название можно изменять и уточнять по мере написания статьи. Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, его основную идею. К заглавию предъявляются следующие требования: 

  • точность (оно должно точно отражать содержание статьи); 

  • ясность (должно быть понятным); 

  • краткость (включать не более 9-11 слов); 

  • информативность (слова должны быть ключевыми).  

Кроме того, необходимо исключить двусмысленность, а также следует избегать аббревиатур.

Заглавие статьи зависит от её типа. Если статья теоретическая, то в начале ставится существительное, далее идут связующие слова и снова существительное, например: «Информационная культура как необходимое условие научно-исследовательской деятельности педагога дополнительного образования». Формулировка заглавия экспериментальной статьи будет выглядеть так: «О результатах исследования уровня информационной культуры педагогов ЦВР». Обзорная статья часто начинается со слов: «К вопросу…», например: «К вопросу формирования информационной культуры педагогов дополнительного образования». - Аннотация, состоящая из нескольких предложений до 500 знаков (3-4 строчки). Она выполняет функцию расширенного названия статьи и передаёт краткое содержание статьи. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе.

Примеры аннотации:

1) В статье представлен опыт организации деятельности подростковых клубов в условиях Центра внешкольной работы г.Белорецк по различным направлениям работы: культурно-досуговому, социально-профилактическому, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, работе с родителями, семьёй. Материал адресован педагогам-организаторам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, работающим в подростковых клубах.

2) Представлен практический опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования. (Тема «Опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования»)

- Введение. Это элемент основного текста, который представляет собой вводную часть авторского произведения. Во Введении должна быть обозначена проблема, обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?) и новизна работы, если позволяет объем статьи можно конкретизировать цель и задачи исследований. Можно назвать традиционные способы решения данной проблемы и их недостатки, выдвинуть идею нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д.)
- Основная часть - один из главных элементов, который по объему занимает центральное место в вашей статье. Здесь необходимо сделать обзор литературы и ресурсов интернета по теме статьи (кратко, самая суть, подробно останавливаетесь на том аспекте опыта, по которому Вы будете описывать свой подход к решению проблем); цель работы, методику, технологии, методические приёмы, новизну, деятельность по теме, результаты деятельности (положительные и отрицательные) и т.д. В описании новых идей и технологий важно показать их практическую ценность и эффективное влияние на результативность работы.

Главное в статье – ее актуальность, так как устаревший материал дезинформирует читателя; понятность – чтобы в изложении материала не было двусмысленности; логичность – чтобы одно утверждение вытекало из другого. Надо уметь отделить главное от второстепенного, упорядочить мысли, добиться абсолютной ясности. Если есть цифровой материал (таблица, график, диаграмма, схема, рисунок, просто цифра), нужно определить, в какой он форме будет подан, как лучше воспринят читателем; он должен быть удобочитаемым, понятным.

В основной части необходимо продумать систему логически самостоятельных структурных частей, прямо или косвенно связанных между собой. Способы раскрытия этих частей могут быть разные: это система заголовков, приемы нумерации или литерации (буквенное обозначение, «литера»- буква). Простейшей рубрикацией является абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, содержащий относительно законченную развернутую мысль.

- Заключительная часть – завершающая часть авторского текста, в которой следует еще раз подчеркнуть, какую информацию дала статья (дать оценку) и подвести итог изложенному. Возможно использование слов «итак», «таким образом», «безусловно» и т.п. Недопустимо, чтобы статья заканчивалась таблицей, рисунком и т.д.

Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы и результаты, полученные в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

- Выводы (вместо заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано.

- Список использованных ресурсов (литературы) – это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Список использованной литературы и ресурсов в статье - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, так как соблюдение авторского права обязательное условие любых подобных мероприятий. Не стыдно и не зазорно указать, что Вы использовали чьи – то материалы, идеи и ресурсы (не полностью их списали, а творчески переработали). Неприятно будет, если Вас уличат в плагиате.

Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами:

 1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал);

2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;

3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы.

- Библиографический список. Список литературы (используемой, рекомендуемой) и ссылки.

Список – это обязательный элемент статьи. Библиографический список отражает использованные, цитированные документы. Он дает возможность читателю познакомиться с теми изданиями, где тема освещается более полно и подробно.

Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84  Последовательность формирования списка может быть различной:

• по алфавиту фамилий авторов или названий документов;

• по мере появления сносок;

• по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература);

Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.

Автор, название публикации. Адрес сайта в интернете.

Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература».

Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется.

Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации.

Примеры библиографического описания источника:

1. Закон РФ № 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

2. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А. Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 71-78.

3. Коньков, А.А. Руководство по организации научно-исследовательской работы студентов. Учебное пособие /А.А. Коньков. – М.: МИИ ВТ, 1988. – 48 с.

Интернет-источники

1. «Как написать доклад?». http://www.doklada.net/

2. Лисицына О. С. «Пишем доклад». http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm

Правила цитирования

Цитата - точная, дословная выдержка из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники.

Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Многие авторы придерживаются следующего способа написания статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы (клише):

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...Кроме того... Наконец...Затем...Вновь...Далее...

Более того...В добавление к вышесказанному...В уточнение к вышесказанному...Также

В то же время...Вместе с тем...Соответственно...Подобным образом...Следовательно

Отсюда следует...Таким образом...Между тем...Тем не менее...Однако...С другой стороны

В целом...Подводя итоги...В заключение...Итак...Поэтому

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами и начинать с них каждое предложение.

Таким образом, чтобы ваши мысли превратились в методическую статью необходимо выполнить ряд условий:

  1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати. Если Вы положительно ответили на этот вопрос, можно приступать к работе.

  2. Статья должна содержать не просто обобщение опыта работы, а именно вашего опыта работы по заявленной теме или опыта работы конкретного коллектива.

  3. Вопросы, затронутые в статье, могут быть различными. Конечно же, всех интересует собственный методический опыт и его реализация на практике.

  4. Чётко определиться с темой и целью предстоящей статьи.

  5. Прежде чем Вы начнете работать над статьей, подумайте о том, имеет ли Ваш материал методическую ценность.

  6. Поработайте над названием статьи.

  7. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.

  8. Составьте подробный план построения статьи.

  9. Изучите необходимую информацию (статьи, книги и др.) и проанализируйте ее.

  10. Используйте первоисточники (цитаты, афоризмы, ссылки, выдержки из текста) - анализ литературы опыта педагогов.

  11. Набросайте тезисы или напишите, о чем стоит упомянуть в статье.

  12. Подберите к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы.

  13. Изложите основные мысли, придерживаясь темы (начинать следует с более легкого материала, так вы сэкономите время, ведь понимание и осмысление приходит по мере углубления в тему. Конечно, не исключено, что возникнут трудности в написании, ведь не все обладают красноречием. В таком случае стоит воспользоваться уже готовой статьей из сети Интернет и взять из нее материал за основу, чтобы было на что опереться).

  14. Подберите графические рисунки, таблицы, схемы, чтобы проиллюстрировать основные мысли (если это необходимо).

  15. Проведите авторское редактирование. Вдумчиво просмотрите получившуюся статью, установите логичность переходов, исправьте ошибки, сделайте выводы. Определите, как можно ее улучшить.

  16.  Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.

  17. Составьте список литературы.

  18. Напишите аннотацию.

  19. Одним из важных критериев также является соответствие требованиям культуры оформления рукописи, что включает в себя грамотное языковое оформление, точное использование понятийного аппарата, техническое оформление в соответствии с общепринятыми требованиями к набору текста.

  20. Статья - это творческая работа, написанная в научном стиле речи. Поэтому в этом случае Вам не подойдут ни эссе, ни рассказ, ни очерк, ни стихи. Научный стиль речи изобилует терминами, словами в прямом значении, определениями. Это его особенность и в этом его сила!   

Кроме того, языковое оформление статьи должно отвечать литературным нормам современного русского языка, а ее техническое оформление соответствовать общепринятым требованиям к набору текста  Редактор - WORD, шрифт – Tims NewRoman, размер – 14, межстрочный интервал – одинарный, поля – 2см, абзацный отступ – 1,0 (1,25) см, лист формата А4. Поскольку рукописи переносятся в журнальный формат, при компьютерном наборе не допускается использование:

            -  подчеркивания для выделения;

            - пробелов и табуляции для форматирования абзацного отступа («красной  строки»);

            - расстановки переносов;

            - сносок.

В тексте не должно быть двойных пробелов. Если при наборе таблицы она разрывается между страницами, используется команда «Разбить таблицу». Обязательно проставляются номера страниц.

Графики, схемы, рисунки и фотографии должны быть сохранены отдельными файлами в формате «.jpq» и распечатаны на отдельных листах с указанием их расположения в тексте.

Подготовленная к публикации статья оценивается с точки зрения ее актуальности, целесообразности, авторской новизны. Определяется научная (новый вклад в исследуемую область) и методическая ценность (материал представляет новые методические приемы по использованию в практике работы научных идей или новый практический опыт).

Редакция сохраняет за собой право вносить незначительные изменения в текст рукописи, направленные на краткость содержания и соответствие стилю журнала. 

Как правило, каждое периодическое издание, которое публикует статьи, имеет свои требования к их оформлению. Не забудьте еще раз перечитать требования к оформлению статьи, ведь на каждом образовательном сайте они разные.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.