Методическая копилка
Банк работ педагогов МБОУ - лицея № 22 г. Орла
Бурцева К.В. Межпредметные связи как способ повышения мотивации учащихся
Семенюк Ю.В. "Страсти" в переводных мученических житиях XI-XIII вв.
Планы и анализы работы методических объединений
Анализ работы МО учителей начальной школы в 2023-2024 г.г.
План работы МО учителей начальной школы на 2024-2025 г.г.
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы в 2023-2024 г.г.
План работы МО учителей русского языка и литературы в 2024-2025 г.г.
Анализ работы МО учителей иностранного языка в 2023-2024 г.г.
План работы МО учителей иностранного языка в 2024-2025 г.г.
Практические рекомендации по написанию методической статьи для публикации
Каждый педагог сталкивается с необходимостью описать свой опыт и оформить его на бумаге. Однако, как показывает практика, большинство педагогов затрудняется в оформлении своих мыслей в письменной форме (в виде статей, аналитических записок, эссе и т.д.). Сейчас мы с вами рассмотрим важнейшие моменты процесса написания и оформления статьи (публикации), затронем ключевые вопросы подготовки материалов к изданию, поговорим о том, как грамотно организовать работу по написанию публикации и над созданием единства всех ее элементов.
Научно-методическая статья - текст, написанный для какого-либо педагогического издания, освещающий актуальные проблемы педагогики, разрабатывающий определенный способ ее решения с использованием приемов, методик и современных технологий.
К научно-методической статье мы относим такие тексты, которые представляют методическую деятельность педагога, имеют своей целью обобщение опыта педагога, анализ методов и приемов работы, описание системы работы по определённой технологии и т.д.
Условно статьи можно разделить на «простые» и «сложные».
Простые статьи предназначены, в основном, для публикации в интернет-изданиях.
Примерные темы статей:
«Патриотическое воспитание в подростковом клубе»
«Модель организации исследовательской деятельности воспитанников учреждения дополнительного образования»
Конспекты занятий, внеклассных мероприятий, методические разработки
К «сложным» статьям относятся те, в которых вы описываете определенную технологию, методику, способы и приемы обучения. Нужно очень хорошо знать теорию и представить результаты освоения учащимися данной технологии, также добавить дидактический материал или собственную разработку чего-либо (таблицы, карты, тетради и прочее)
«Сложные» статьи предназначены для публикации в сборниках конференций, научно-методических сборниках.
Опубликовать собственный опыт работы можно в следующих изданиях:
-
Издательство «Первое сентября» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (конспекты уроков, внеклассных мероприятий, методические статьи) – вот ссылка: http://festival.1september.ru/
-
Любые учительские сайты, где вы зарегистрированы, например:
-
Педсовет «16-й Всероссийский интернет-педсовет»: http://pedsovet.org/
-
Международное сообщество учителей-предметников «Учительский портал»: http://www.uchportal.ru/
-
Международная научная конференция: http://www.gosnauka.ru/
-
Научная конференция: http://www.tezis.info/konf.php
-
Научные конференции: http://konferen.ru/
-
периодически на почтовый ящик приходят информационные письма с приглашением опубликовать статьи в каких-либо сборниках.
Объём статей может быть разным. Небольшие по объёму статьи состоят из заголовка, фамилии автора, ключевых слов, введения, описания опыта или методики, результатов, заключения и литературы. Достаточно большие по объёму статьи включают заголовок, аннотацию (краткое изложение содержания статьи), ключевые слова, оглавление, обозначения, введение, основной текст, заключение, литературу.
Мы рассмотрим структуру небольшой статьи, не затрагивающей вопросы инновационной и экспериментальной работы и не описывающие результаты научной деятельности, структура нашей статьи может быть немного проще (если только мы не готовим статью для публикации материалов в сборнике научно-теоретической или научно-практической конференции, где требования значительно строже).
Итак, научно-методическая статья содержит тематически завершенный, структурно и литературно оформленный материал, который включает следующие элементы:
- Сведения об авторе (авторах): имя, отчество, фамилия (полностью); должность; место работы (наименование учреждения, адрес, телефон, e - mail).
Имя автора (авторов) приводят в именительном падеже и выделяют полиграфическими средствами (полужирное начертание). Остальные сведения даются после (или ниже) имени, в полной или сокращенной форме. Сведения об авторе помещают перед заглавием.
- Название статьи - очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее тему и содержание. Продумывание названия – процесс перманентный, название можно изменять и уточнять по мере написания статьи. Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, его основную идею. К заглавию предъявляются следующие требования:
-
точность (оно должно точно отражать содержание статьи);
-
ясность (должно быть понятным);
-
краткость (включать не более 9-11 слов);
-
информативность (слова должны быть ключевыми).
Кроме того, необходимо исключить двусмысленность, а также следует избегать аббревиатур.
Заглавие статьи зависит от её типа. Если статья теоретическая, то в начале ставится существительное, далее идут связующие слова и снова существительное, например: «Информационная культура как необходимое условие научно-исследовательской деятельности педагога дополнительного образования». Формулировка заглавия экспериментальной статьи будет выглядеть так: «О результатах исследования уровня информационной культуры педагогов ЦВР». Обзорная статья часто начинается со слов: «К вопросу…», например: «К вопросу формирования информационной культуры педагогов дополнительного образования». - Аннотация, состоящая из нескольких предложений до 500 знаков (3-4 строчки). Она выполняет функцию расширенного названия статьи и передаёт краткое содержание статьи. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе.
Примеры аннотации:
1) В статье представлен опыт организации деятельности подростковых клубов в условиях Центра внешкольной работы г.Белорецк по различным направлениям работы: культурно-досуговому, социально-профилактическому, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, работе с родителями, семьёй. Материал адресован педагогам-организаторам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, работающим в подростковых клубах.
2) Представлен практический опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования. (Тема «Опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования»)
- Введение. Это элемент основного текста, который представляет собой вводную часть авторского произведения. Во Введении должна быть обозначена проблема, обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?) и новизна работы, если позволяет объем статьи можно конкретизировать цель и задачи исследований. Можно назвать традиционные способы решения данной проблемы и их недостатки, выдвинуть идею нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д.)
- Основная часть - один из главных элементов, который по объему занимает центральное место в вашей статье. Здесь необходимо сделать обзор литературы и ресурсов интернета по теме статьи (кратко, самая суть, подробно останавливаетесь на том аспекте опыта, по которому Вы будете описывать свой подход к решению проблем); цель работы, методику, технологии, методические приёмы, новизну, деятельность по теме, результаты деятельности (положительные и отрицательные) и т.д. В описании новых идей и технологий важно показать их практическую ценность и эффективное влияние на результативность работы.
Главное в статье – ее актуальность, так как устаревший материал дезинформирует читателя; понятность – чтобы в изложении материала не было двусмысленности; логичность – чтобы одно утверждение вытекало из другого. Надо уметь отделить главное от второстепенного, упорядочить мысли, добиться абсолютной ясности. Если есть цифровой материал (таблица, график, диаграмма, схема, рисунок, просто цифра), нужно определить, в какой он форме будет подан, как лучше воспринят читателем; он должен быть удобочитаемым, понятным.
В основной части необходимо продумать систему логически самостоятельных структурных частей, прямо или косвенно связанных между собой. Способы раскрытия этих частей могут быть разные: это система заголовков, приемы нумерации или литерации (буквенное обозначение, «литера»- буква). Простейшей рубрикацией является абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, содержащий относительно законченную развернутую мысль.
- Заключительная часть – завершающая часть авторского текста, в которой следует еще раз подчеркнуть, какую информацию дала статья (дать оценку) и подвести итог изложенному. Возможно использование слов «итак», «таким образом», «безусловно» и т.п. Недопустимо, чтобы статья заканчивалась таблицей, рисунком и т.д.
Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы и результаты, полученные в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
- Выводы (вместо заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано.
- Список использованных ресурсов (литературы) – это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Список использованной литературы и ресурсов в статье - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, так как соблюдение авторского права обязательное условие любых подобных мероприятий. Не стыдно и не зазорно указать, что Вы использовали чьи – то материалы, идеи и ресурсы (не полностью их списали, а творчески переработали). Неприятно будет, если Вас уличат в плагиате.
Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами:
1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал);
2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;
3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы.
- Библиографический список. Список литературы (используемой, рекомендуемой) и ссылки.
Список – это обязательный элемент статьи. Библиографический список отражает использованные, цитированные документы. Он дает возможность читателю познакомиться с теми изданиями, где тема освещается более полно и подробно.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 Последовательность формирования списка может быть различной:
• по алфавиту фамилий авторов или названий документов;
• по мере появления сносок;
• по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература);
Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.
Автор, название публикации. Адрес сайта в интернете.
Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература».
Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется.
Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации.
Примеры библиографического описания источника:
1. Закон РФ № 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г.
2. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А. Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 71-78.
3. Коньков, А.А. Руководство по организации научно-исследовательской работы студентов. Учебное пособие /А.А. Коньков. – М.: МИИ ВТ, 1988. – 48 с.
Интернет-источники
1. «Как написать доклад?». http://www.doklada.net/
2. Лисицына О. С. «Пишем доклад». http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm
Правила цитирования
Цитата - точная, дословная выдержка из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники.
Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.
Многие авторы придерживаются следующего способа написания статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении.
Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы (клише):
Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...Кроме того... Наконец...Затем...Вновь...Далее...
Более того...В добавление к вышесказанному...В уточнение к вышесказанному...Также
В то же время...Вместе с тем...Соответственно...Подобным образом...Следовательно
Отсюда следует...Таким образом...Между тем...Тем не менее...Однако...С другой стороны
В целом...Подводя итоги...В заключение...Итак...Поэтому
Однако не следует злоупотреблять вводными фразами и начинать с них каждое предложение.
Таким образом, чтобы ваши мысли превратились в методическую статью необходимо выполнить ряд условий:
-
Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати. Если Вы положительно ответили на этот вопрос, можно приступать к работе.
-
Статья должна содержать не просто обобщение опыта работы, а именно вашего опыта работы по заявленной теме или опыта работы конкретного коллектива.
-
Вопросы, затронутые в статье, могут быть различными. Конечно же, всех интересует собственный методический опыт и его реализация на практике.
-
Чётко определиться с темой и целью предстоящей статьи.
-
Прежде чем Вы начнете работать над статьей, подумайте о том, имеет ли Ваш материал методическую ценность.
-
Поработайте над названием статьи.
-
Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
-
Составьте подробный план построения статьи.
-
Изучите необходимую информацию (статьи, книги и др.) и проанализируйте ее.
-
Используйте первоисточники (цитаты, афоризмы, ссылки, выдержки из текста) - анализ литературы опыта педагогов.
-
Набросайте тезисы или напишите, о чем стоит упомянуть в статье.
-
Подберите к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы.
-
Изложите основные мысли, придерживаясь темы (начинать следует с более легкого материала, так вы сэкономите время, ведь понимание и осмысление приходит по мере углубления в тему. Конечно, не исключено, что возникнут трудности в написании, ведь не все обладают красноречием. В таком случае стоит воспользоваться уже готовой статьей из сети Интернет и взять из нее материал за основу, чтобы было на что опереться).
-
Подберите графические рисунки, таблицы, схемы, чтобы проиллюстрировать основные мысли (если это необходимо).
-
Проведите авторское редактирование. Вдумчиво просмотрите получившуюся статью, установите логичность переходов, исправьте ошибки, сделайте выводы. Определите, как можно ее улучшить.
-
Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
-
Составьте список литературы.
-
Напишите аннотацию.
-
Одним из важных критериев также является соответствие требованиям культуры оформления рукописи, что включает в себя грамотное языковое оформление, точное использование понятийного аппарата, техническое оформление в соответствии с общепринятыми требованиями к набору текста.
-
Статья - это творческая работа, написанная в научном стиле речи. Поэтому в этом случае Вам не подойдут ни эссе, ни рассказ, ни очерк, ни стихи. Научный стиль речи изобилует терминами, словами в прямом значении, определениями. Это его особенность и в этом его сила!
Кроме того, языковое оформление статьи должно отвечать литературным нормам современного русского языка, а ее техническое оформление соответствовать общепринятым требованиям к набору текста Редактор - WORD, шрифт – Tims NewRoman, размер – 14, межстрочный интервал – одинарный, поля – 2см, абзацный отступ – 1,0 (1,25) см, лист формата А4. Поскольку рукописи переносятся в журнальный формат, при компьютерном наборе не допускается использование:
- подчеркивания для выделения;
- пробелов и табуляции для форматирования абзацного отступа («красной строки»);
- расстановки переносов;
- сносок.
В тексте не должно быть двойных пробелов. Если при наборе таблицы она разрывается между страницами, используется команда «Разбить таблицу». Обязательно проставляются номера страниц.
Графики, схемы, рисунки и фотографии должны быть сохранены отдельными файлами в формате «.jpq» и распечатаны на отдельных листах с указанием их расположения в тексте.
Подготовленная к публикации статья оценивается с точки зрения ее актуальности, целесообразности, авторской новизны. Определяется научная (новый вклад в исследуемую область) и методическая ценность (материал представляет новые методические приемы по использованию в практике работы научных идей или новый практический опыт).
Редакция сохраняет за собой право вносить незначительные изменения в текст рукописи, направленные на краткость содержания и соответствие стилю журнала.
Как правило, каждое периодическое издание, которое публикует статьи, имеет свои требования к их оформлению. Не забудьте еще раз перечитать требования к оформлению статьи, ведь на каждом образовательном сайте они разные.